среда, 23 февраля 2011 г.

Прощай, трамвай на Набережном

Вчера, в 6 часов вечера, в свой прощальный рейс вышел последний киевский трамвай пятого маршрута. В тот момент, когда он вернулся на Контрактовую, линия по Набережному шоссе официально стала мёртвой. То есть, умерло трамвайное движение по Почтовой площади, по той площади, с которой в далёком, 1892 году, на улицы города вышел первый  электрический трамвай во всей Российской империи. Теперь эта площадь опустела. Тихо так опустела, без лишней помпы и толкающих речи министров...

Современная линия на Набережном шоссе возникла в 1951 году. В 1954 её связали с левым берегом по мосту Патона. Новая линия удачно вписалась в структуру города, остававшегося в те давние времена не только столицей Украинской ССР, но и одной из трамвайных столиц уже исчезнувшей огромной державы.
Давно почившее Александровское депо на Почтовой.
С тех пор прошло много лет. За лихие 90-е и Киев, и вся жизнь на территории бывших союзных республик сильно изменились. Огромную популярность стали набирать частные автомобили, что вызвало появлении длиннющих пробок. В начале нового тысячелетия мэром города стал господин Омельченко, принявший в 2004 году одно из самых поганых решений в своей жизни - убрать трамвай с моста Патона, якобы ради того чтобы избавить эту часть города от пробок, которые "и ныне там". Пользовавшаяся немалой популярностью линия, нёсшая не только функциональную, но и эстетическую (из степенно ползущих по рельсам раскачивающихся вагонов открывались просто прекрасные виды на город) нагрузку была разрушена. Теперь для связи левого и правого берега можно было использовать только метро, троллейбусы и бешено набирающие популярность маршрутки, которые в Киеве, к счастью, не ГАЗели, а местные Богданы, чьи салоны хотя бы рассчитанные на пассажиров, а не на непонятно что.
Трамвай на мосту Патона через несколько дней после пуска
После демонтажа линии по Патона остался никому вроде бы не нужный кусок действующего пути по Набережному шоссе, на который был запущен пятый маршрут. Кому он был нужен? Идти с него в лавру или музей ВОВ было неудобно, а крупных жилых районов, обделённых метро, на его пути не попадалось. Вот и остались там только отдыхающие (летом) да трамвайные фанаты (круглый год). Огромный интервал, с каким ходил трамвай, вообще убивал всякий пассажиропоток. Известно, что всегда, когда хотят закрыть какой-либо маршрут общественного транспорта, стараются искусственно и до максимума увеличить его интервал. Люди никогда не будут ждать автобус, троллейбус или трамвай, появляющийся на горизонте раз в час: они пойдут куда угодно, даже на маршрутки, прибывающие на остановку раз в десять минут. А при их киевской цене, почти равной стоимости государственного талончика, у ОТ не остаётся практически никаких шансов. Думаете что на пятьдесят каком-то там автобусе поставленном вместо трамваев будут много ездить? Да никогда! Все пойдут на маршрутки, с которыми на Украине никто не борется. Такое ощущение, что властям то ли глубоко пофиг на господство частного микро транспорта, то ли они получают с маршруток огромнейшие откаты. Кто нынешний мэр Киева? Пофигист или взяточник? Подумайте сами...
Трамвай на Почтовой летом прошлого года. Фото Anton'а.
Совсем недавно, пару лет назад, появлялись слухи, что линию могут оставить и даже вернуть на мост Патона, но им не было суждено сбыться. Вчера вечером по ней прошёл последний трамвай. Последняя Tatra T3, заглянувшая в эту часть города. Линию закрыли для реконструкции развязки у метро Днепр. Закрыли для реновации Почтовой площади. Для наверняка долгой, затяжной реновации, которая на несколько лет превратит красивое место в огромную стройку. А потом в мега современную хрень с развязкой, на которой из старины могут остаться только почтовая станция и маленькая церквушка, а один из лучших киевских McDonalds'ов зажмут в жуткие тиски. По некоторым проектам помимо развязок вдоль всей набережной должны возникнуть современные высотки, портящие вид города. 

Ну а с трамваем в том районе придётся проститься. Очень жаль. R.I.P.
Последний вагон 5 маршрута за номером 5851 отправляется в свой последний рейс. Фото Дэна Волотовского 
Интересные ссылки по теме