Вчера, в 6 часов вечера, в свой прощальный рейс вышел последний киевский трамвай пятого маршрута. В тот момент, когда он вернулся на Контрактовую, линия по Набережному шоссе официально стала мёртвой. То есть, умерло трамвайное движение по Почтовой площади, по той площади, с которой в далёком, 1892 году, на улицы города вышел первый электрический трамвай во всей Российской империи. Теперь эта площадь опустела. Тихо так опустела, без лишней помпы и толкающих речи министров...
Современная линия на Набережном шоссе возникла в 1951 году. В 1954 её связали с левым берегом по мосту Патона. Новая линия удачно вписалась в структуру города, остававшегося в те давние времена не только столицей Украинской ССР, но и одной из трамвайных столиц уже исчезнувшей огромной державы.
Давно почившее Александровское депо на Почтовой. |
С тех пор прошло много лет. За лихие 90-е и Киев, и вся жизнь на территории бывших союзных республик сильно изменились. Огромную популярность стали набирать частные автомобили, что вызвало появлении длиннющих пробок. В начале нового тысячелетия мэром города стал господин Омельченко, принявший в 2004 году одно из самых поганых решений в своей жизни - убрать трамвай с моста Патона, якобы ради того чтобы избавить эту часть города от пробок, которые "и ныне там". Пользовавшаяся немалой популярностью линия, нёсшая не только функциональную, но и эстетическую (из степенно ползущих по рельсам раскачивающихся вагонов открывались просто прекрасные виды на город) нагрузку была разрушена. Теперь для связи левого и правого берега можно было использовать только метро, троллейбусы и бешено набирающие популярность маршрутки, которые в Киеве, к счастью, не ГАЗели, а местные Богданы, чьи салоны хотя бы рассчитанные на пассажиров, а не на непонятно что.
Трамвай на мосту Патона через несколько дней после пуска |
После демонтажа линии по Патона остался никому вроде бы не нужный кусок действующего пути по Набережному шоссе, на который был запущен пятый маршрут. Кому он был нужен? Идти с него в лавру или музей ВОВ было неудобно, а крупных жилых районов, обделённых метро, на его пути не попадалось. Вот и остались там только отдыхающие (летом) да трамвайные фанаты (круглый год). Огромный интервал, с каким ходил трамвай, вообще убивал всякий пассажиропоток. Известно, что всегда, когда хотят закрыть какой-либо маршрут общественного транспорта, стараются искусственно и до максимума увеличить его интервал. Люди никогда не будут ждать автобус, троллейбус или трамвай, появляющийся на горизонте раз в час: они пойдут куда угодно, даже на маршрутки, прибывающие на остановку раз в десять минут. А при их киевской цене, почти равной стоимости государственного талончика, у ОТ не остаётся практически никаких шансов. Думаете что на пятьдесят каком-то там автобусе поставленном вместо трамваев будут много ездить? Да никогда! Все пойдут на маршрутки, с которыми на Украине никто не борется. Такое ощущение, что властям то ли глубоко пофиг на господство частного микро транспорта, то ли они получают с маршруток огромнейшие откаты. Кто нынешний мэр Киева? Пофигист или взяточник? Подумайте сами...
Трамвай на Почтовой летом прошлого года. Фото Anton'а. |
Совсем недавно, пару лет назад, появлялись слухи, что линию могут оставить и даже вернуть на мост Патона, но им не было суждено сбыться. Вчера вечером по ней прошёл последний трамвай. Последняя Tatra T3, заглянувшая в эту часть города. Линию закрыли для реконструкции развязки у метро Днепр. Закрыли для реновации Почтовой площади. Для наверняка долгой, затяжной реновации, которая на несколько лет превратит красивое место в огромную стройку. А потом в мега современную хрень с развязкой, на которой из старины могут остаться только почтовая станция и маленькая церквушка, а один из лучших киевских McDonalds'ов зажмут в жуткие тиски. По некоторым проектам помимо развязок вдоль всей набережной должны возникнуть современные высотки, портящие вид города.
Ну а с трамваем в том районе придётся проститься. Очень жаль. R.I.P.
Ну а с трамваем в том районе придётся проститься. Очень жаль. R.I.P.
|
Интересные ссылки по теме
- Фотогалерея "Трамвай №5 совершил последний рейс". СЕГОДНЯ.ua
- "В Киеве закрыли трамвай на набережной". tochka.net
- "На Набережной закрыли трамвай: ждём застройку". Газета по-киевски
- Статья "Водителя киевского трамвая на Набережном шоссе вызывали в КГБ, а звёзды устраивали там шоу".СЕГОДНЯ.ua
- "Почтовую площадь обновят".СЕГОДНЯ.ua